Принята общим собранием трудового Утверждена приказом заведующей коллектива МБДОУ Детский сад № 3 протокол № 1 от 03.09.2021 «Одуванчик» от 03.09.2021г № 18 Программа развития МБДОУ Детский сад № 3 «Одуванчик» на 2022-2027гг. с. Советская Хакасия Информационная справка о ДОУ - Юридический адрес: 655358, Республика Хакасия, Боградский район, с.Советская Хакасия, ул.Октябрьская,1 - Телефон: 8(923)219-06-21 - Ф.И.О. заведующей – Пономаренко Татьяна Анатольевна - Учредитель ДОУ – Администрация Боградского района - Режим работы- 9 часов - Плановая- 80, фактическая наполняемость - 50 - Образовательный ценз педагогов- 2 имеет среднее специальное педагогическое образование, 2 – высшее педагогическое. - Уровень квалификации педагогов- 4педагога имеют соответствие занимаемой должности. Программа развития является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, каждым образовательным учреждением самостоятельно согласно п. 5 ст. 14 Федерального Закона от 29.12.2012г. № - 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 2 «Малышок» (далее – Программа) как внутренний образовательный стандарт разработана во исполнение и в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы, являются: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.№ 28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Конституцией РФ; Конвенцией ООН о правах ребенка; Уставом и локально-правовыми актами; Документы, на основании которых осуществляет свою деятельность ОУ: Лицензия – серия 19Л02 № 0000297 регистрационный № 2102 от 21 июня 2016., срок действия бессрочно. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы дошкольного образования. Право владения, использования материально-технической базы – оперативное управление Образовательная деятельность ведется в здании, закрепленной за ДОУ согласно Свидетельства о государственной регистрации права 19АА № 0480054 от 19.01.2011г. 2. Краткий проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения Детский сад расположен в центре с.Советская Хакасия. Рядом с детским садом находятся социально значимые объекты: сельский клуб, библиотека, сельская администрация, почта, участковая больница, пекарня. Таким образом, социальные условия микрорайона способствуют успешной социализации воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной действительностью. Материально-техническая база ДОУ: Технические средства обучения: телевизор 2 домашний кинотеатр 1 компьютер 1 музыкальный центр 3 мультимедийная установка 1 Помещения и участок детского сада соответствуют требованиям СП 2.4.3648-20, нормам и правилам пожарной безопасности, антитеррористической защищённости. Общая площадь всех помещений детского сада составляет 687,7 кв.м. Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием в достаточном количестве. Образовательная предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей, интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение всего дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы «уголки», которые содержат в себе познавательный и развивающий материал: уголок конструирования, художественного и театрального творчества, спортивный уголок, уголок наблюдения и экспериментирования, музыкальный, книжный и другие. Учитываются и гендерные особенности воспитанников при организации предметноразвивающей среды групп: созданы игровые уголки с учетом интересов мальчиков и девочек. Особое внимание в ОУ уделяется на обеспечение безопасности: 1. В детском саду разработан паспорт безопасности антитеррористический защищенности 2. Имеется декларация пожарной безопасности, зарегистрированная в ОГПН 3. В детском саду установлена кнопка тревожной сигнализации и автоматическая пожарная сигнализация с голосовым оповещением, аварийное освещение. 4. В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности. 5. Педагогический коллектив ДОУ ведет работу с воспитанниками по охране безопасности жизнедеятельности. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируется, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказы. Работает комиссия по охране труда. Предписания надзорных органов своевременно исполняются. Управление ОУ Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Непосредственное руководство ДОУ осуществляет заведующая. Формами коллегиального управления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются: - общее собрание, - Педагогический совет, профсоюзный комитет, - собрание родителей (законных представителей). В штат ДОУ входят: административно-управленческий аппарат (заведующая); педагогические работники: 3 воспитателя, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре; - учебно-вспомогательный персонал: завхоз, 3 младших воспитателя, машинист по стирке белья, кастелянша, 1 повар, подсобный рабочий, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, 4 истопника. Структура контингента воспитанников (количество групп/ человек) В ДОУ функционирует 3 группы для детей от 2 месяцев до 8 лет: - первая младшая разновозрастная с 2 до 3 лет -1 - вторая младшая- средняя разновозрастная с 3 до 5 лет -1 старшая- подготовительная разновозрастная группа с 5 до 8 лет- 1 Социальный статус воспитанников (кол-во): 50 полные семьи многодетные семьи неполные семьи приёмные семьи Родители наших воспитанников – это, в основном, люди среднего возраста (от 30 до 40 лет), имеющие опыт воспитания детей и молодые люди (от 20 до 30 лет). Учитывая эти факты, перед дошкольным учреждением стоит задача в обеспечении эффективной системы по воспитанию детей, созданию условий для передачи опыта по воспитанию детей родителями, имеющими такой опыт более молодым родителям. Большее количество наших родителей – это неработающие и служащие. Но в связи со сложившейся социальной обстановкой (отсутствие предприятия) многие родители занимаются домашним хозяйством (безработные). Семьи имеют, в основном, 2-3 ребенка. Большинство семей наших воспитанников являются малообеспеченными семьями. С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ сложилась система работы с родителями, которая включает в себя: - адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с лицензией, Уставом ДОУ и другими локальными актами ОУ); - выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Разработка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы; - реализация общих мероприятий: совместные праздники и развлечения, родительские собрания, участие в акциях по благоустройству территории и помещений ДОУ, консультация специалистов; - дифференцированная работа с семьями с учетом проблемного поля семьи: информирование и консультирование через информационные стенды в родительских уголках, сайт ДОУ Однако, несмотря на имеющиеся достижения взаимодействия ДОУ и семьями воспитанников, родительская общественность не достаточно включена в планирование и оценку качества работы ДОУ. Это является еще одной проблемой ДОУ. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляет медицинская сестра. Кадровое обеспечение Укомплектованность кадрами Количество всех работников ДОУ (укомплектованность в %) На 01.04..2022 г. 15(100%) Укомплектованность педкадрами Образование: высшее профессиональное образование на 01.04.2022г. среднее профессиональное образование 2 2 Количество аттестованных педагогов (общее %), в том числе: Соответствие занимаемой должности 4 4 не аттестовано 0 Сведения о курсовой подготовке работников ДОУ Повышению качества воспитательно-образовательного процесса способствует целенаправленная система деятельности администрации по укреплению и развитию связей с наукой и передовой практикой: курсы, семинары, консультации, участие в работе районных методических объединений. Все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации при ХК ИРО, повышают квалификацию на онлайн-вебинарах, семинарах. Коллектив сплочен на решении задач, стоящих перед дошкольным образованием на современном этапе: реализации требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации; повышением профессиональной компетентности работников ДОУ. Реализация программы предполагает активное взаимодействие МБДОУ со следующими учреждениями: Социальные партнеры МБОУ Совхакасская СОШ СДК, библиотека ГИБДД ЦРБ Краеведческий музей Содержание работы Преемственность в подготовке детей к школе. Совместная работа по организации досуга, выставок, конкурсов. Профилактические мероприятия, конкурсы рисунков, викторины Вакцинация, углубленный осмотр детей специалистами Совместная работа по организации выставок в музее Сотрудничество с организациями позволяет использовать максимум возможностей для развития детей. Проблемы, препятствующие достижению современного качества дошкольного образования 1. Недостаточность средств на укрепление и развитие материально-технической базы детского сада. 3. Отсутствие опыта по предоставлению платных услуг. 4. Недостаточность развития информационно-коммуникативных технологий ДОУ (отсутствие необходимого кол-ва компьютеров, ограниченность использования ИКТ в образовательном процессе, отсутствие телефонной связи и интернет). 5. Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей. 3. Миссия образовательного учреждения, основные цели и задачи на последующий этап развития ДОУ (2022-2027 годы) Миссия детского сада: удовлетворение потребностей граждан в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации. Цель: заключается в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста; воспитание гармонично развитого, нравственного человека. Задачи: 1.Создать эффективную систему работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обеспечивающую положительную динамику здоровья детей, сформированность навыков здорового образа жизни. 2. Создать систему дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих развитие дошкольников по физическому и художественно-эстетическому развитию. 3. Создать условия для развития информационно-коммуникативных технологий ДОУ (приобрести 3 ноутбуки для педагогов с целью использования информационных технологий в образовательном процессе). 4. Разработать эффективную систему мотивации педагогических работников по повышению профессиональной компетентности. 5. Провести текущий ремонт здания и помещений ДОУ. 6. Создать систему эффективной работы органов самоуправления ДОУ в управлении развитием учреждения. Паспорт Программы развития МБДОУ Детский сад №3 «Одуванчик» Основания для разработки программы -Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 « Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020г.№ 28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2014 № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программа дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2014 № 1155 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Назначение программы Проблема Сроки реализации программы Название Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы ДОУ за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования. Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей отрицательно сказывается на получении ими качественного образования Недостаточная готовность и включённость родителей в управлении качеством образования детей через общественно - государственные формы управления. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение е го качества и результативности педагогов к применению современны образовательных технологий. Необходимость создания сферы дополнительных образовательных услуг Программа реализуется в период 2022-2027 гг. Программа развития МБДОУ Детский сад № 3 «Одуванчик» Авторы Цель Творческий коллектив педагогических работников ДОУ. Задачи Создать в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы и успешного обучения в школе. Создать систему дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих развитие дошкольников по физическому и художественно-эстетическому развитию Повысить качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно коммуникационных. Сохранение качества воспитания и образования в ДОУ Повышение эффективности использования средств информатизации образовательном процессе. Совершенствование материально-технического и программного обеспечения. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе. Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности Введение дополнительного образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников Развитие системы управления МБДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. Финансовое обеспечение программы рациональное использование бюджета внебюджетные источники Ожидаемые результаты: повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ. внедрение информационных технологий в образовательный процесс. создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ. улучшение состояния здоровья детей способствует повышению качества их образования повышение технологической культуры педагогов доступность системы дополнительного образования качество сформированных ключевых компетенций способствует успешному обучению ребёнка в школе органы муниципального-общественного управления учреждение способствует повышению качества образования дошкольников, расширению доли внебюджетного финансирования Введение Актуальность разработки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. Программа развития ДОУ на 2022-2027 гг. является управленческим документом. Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательной инициативе названы: 1. Обновление образовательных стандартов. 2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей в возрастных группах ДОУ 3. Развитие воспитательского потенциала. 4. Здоровье дошкольников. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. Необходимость введения данной программы обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке; 51 % - хотели бы больше узнать о воспитании ребёнка в семье; менее заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребёнка и практики семейного воспитания. Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Необходимость введения дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в обновленной Программе так как дети должны быть вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых, они накапливая эмоционально - чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Исходя из выше сказанного, Программа развитие включает 3 целевые программы: «Здоровье», «Управление качеством дошкольного образования», «Физическое и художественно-эстетическое развитие », которые отражают приоритетное направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности. Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2022 -2027 года обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, сколько способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития. Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо изменить подход к образовательному процессу. Для этого требуется: расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду разработка и внедрение новых педагогических технологий сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ духовно нравственное воспитание детей и художественно-эстетическое воспитание. Актуальность создания данной Программы ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом. Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, которые желают поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе. Таким образом, проблему, стоящую перед ДОУ можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет внутреннего потенциала образовательного учреждения. Концепция программы развития Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, его ценностное отношение к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии. Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным и потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности ДОУ по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно – образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Программа должна работать на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий ребенка и педагога, ребенка и родителей, в достаточной мере педагога и родителей. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции: Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки) Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни. Эстетическая- умение видеть прекрасное в окружающей обстановке. Эстетическая- умение видеть прекрасное в окружающей обстановке. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно- образовательном процессе и в системе дополнительного образования. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности ДОУ служат: Моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников Использование здоровьесбереающих технологий Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности Построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов. Совершенствование дополнительных образовательных услуг. Укрепление материально – технической базы ДОУ. Руководствуясь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией дошкольного воспитания, Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах: Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка. При этом: o o o o Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда Радикальное изменение организации предметно развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей Изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции различных видов деятельности Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей. Дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех систем учебной деятельности и решение следующих задач: Психологическое и физическое здоровье ребёнка Формирование начал личности Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Участниками реализации Программы развития МБДОУ являются воспитанники в возрасте от 2 до 8 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса учитывается специфика развития села. Здоровый крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка. Первый аспект Программы развития ДОУ - оздоровление, укрепление организма ребёнка и сохранение уровня его здоровья в условиях активного интеллектуального развития.. В этой связи необходимо: внедрение диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные образовательные программы, учитывая специфические особенности развития каждого ребёнка, его индивидуальные показатели, группу здоровья, рекомендации врачей; использовать такие методы закаливания и профилактики простудных заболеваний, при которых снизился бы процент заболеваемости; проводить работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни; Опираясь на право ДОУ в выборе образовательных программ и технологий необходимо учесть, что вариативность современных образовательных программ и технологий является предпосылкой для решения принципа технологичности. Существующие программы и технологии позволяют создать систему образовательных услуг ДОУ, обеспечивающих интегративный подход в воспитании и образовании ребёнка в совместной работе специалистов, педагогов ДОУ В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности. Исходя из вышесказанного, следующим аспектом Программы развития ДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом. Предполагается, что Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» поможет создать стройную систему методического и дидактического обеспечения, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе. Как мы уже отмечали ранее главная направленность работы детского сада и родителей ребенка - содействие развитию в воспитаннике такой личности, которая осознает необходимость пожизненного саморазвития, может быть воспитателем собственных способностей. Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития ДОУ. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия (консультации, ширмы). В последнее время необходимо так разнообразить работу с родителями - организовать встречу со специалистами, совместные мероприятия при которых родитель встал бы в позицию активного участника этих встреч. Необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам: формирования культуры здорового образа жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста. Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду. Цели и задачи программы развития ДОУ Целью программы развития ДОУ на период до 2027 года является: Создать в детском саду систему интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Основными задачами развития выступают: 1. Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения: новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей), новых образовательных технологий (проективная деятельность, применение информационных технологий, др.), обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологии в образовательный и управленческий процесс 2. Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей 3. Создание системы сопровождения родителей по вопросам: образования и развития детей; подготовки детей к школьному обучению; для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы; внедрение банка компьютерных обучающих и коррекционно-развивающих программ, методических и дидактических материалов по использованию информационных технологий в образовательном процессе. внедрение финансовой деятельности, позволяющей привлечь дополнительное финансирование к образовательному процессу. 4. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, учитывающей принцип динамичности развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности 5. Укрепление материально – технической базы ДОУ: 6. Совершенствование дополнительного бесплатного образования, как совокупности услуг доступных для воспитанников. Развитие системы управления МБДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. Обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения воспитанников ДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения . Формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования). Готовности работать с детьми с ОВЗ, выстраивать индивидуальные маршруты развития, опираясь на совместную работу ДОУ, специалистов и семьи. Развитие системы дополнительных образовательных услуг в рамках единых подходов к воспитанию и образованию с целью учёта всех интересов участников образовательного процесса. Формирование гражданской позиции (толерантности) у всех субъектов образовательного процесса. Расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий. Создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через конкурсы, проектную деятельность. Повышение профессионального мастерства педагогов на базе детского сада, района, республики. Расширение связей с учреждениями-партнерами. При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся: Прогнозируемый результат программы развития ДОУ к 2027 году Предполагается что: 1. Для воспитанников и родителей: - каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста - хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования - обеспечение индивидуального педагогического и медико – социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ - каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля в воспитательно – образовательной программе ДОУ, возможность выбора дополнительных программ развития - качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе - система дополнительного образования доступна и качественна 2. Для педагогов: - каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства -квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника - будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий - поддержка инновационной деятельности 3. Для ДОУ - будет налажена система управления качеством образования дошкольников - органы государственного и общественного самоуправления учреждением способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных средств - развитие сотрудничества с другими социальными системами - будут обновляться и развиваться материально – технические и медико – социальные условия пребывания детей в учреждении Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ более социально ориентированным. Элементы риска развития программы ДОУ При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски: недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников, недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования быстрый переход на новую программу развития ДОУ может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива организация дополнительного образования (если на платной основе) может затруднить его доступность Управление и корректировка программы осуществляется Педагогическим Советом образовательного учреждения . Управление реализацией Программы осуществляется заведующей ДОУ. Основные мероприятия по реализации программы развития Концептуальные направления 1. Управление качеством дошкольного образования 2 . Программное обеспечение,методик и, технологии 3. Информатизация дошкольного образования 4. Духовно-нравственное воспитание. Толерантность 5. Поддержка способных и одаренных детей, педагогов Здоровьесберегающие технологии 6. 7. Безопасность образовательного процесса 8. Кадровая политика 9. Муниципальнообщес твенногое самоуправление(во всех Целевых программах) Организации-партнеры 10. Направление развития Содержательные характеристики 20222023 2024 2025 2026 2027 Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Обновление основных и дополнительных образовательных программ. Внедрение информационных технологий в образовательный и управленческий процесс Формирование толерантных этнокультурных установок старших дошкольников . Формирование гражданской позиции всех субъектов образовательного процесса Участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях ДОУ, района, республики. Расширение спектра предоставляемых оздоровительных услуг, валеологическое образование семьи. формирование культуры здорового образа жизни Укрепление материальнотехнической базы детского сада Построение динамичной, развивающей среды Повышение профессионального мастерства педагогов, подготовка молодых специалистов, участие в конкурсном движении Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении важнейших вопросов обеспечения управления Расширение связей с учреждениями культуры и спорта, здравоохранения, общественными организациями Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» Цель: Создание условий для участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования в ДОУ Соответствие уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Задачи: 1. Организовать эффективное взаимодействие всех специалистов ДОУ, педагогов для выполнения требований по созданию условий осуществления образовательного процесса 2. Создать систему методического и дидактического обеспечения проектной деятельности, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе. 3. Организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива для выполнения требований к содержанию образовательного процесса. 2. Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровню профессиональной компетентности педагога. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов в работе с разновозрастным коллективом Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения рудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники Исполнители финансирования Заведующая Без финансирования № Мероприятия Сроки . 1 Формирование нормативно – правовой базы 2022-2023 2 Обновление образовательной программ ы, 2022-2023 Без Заведующая в соответствии с изменениями системы финансирования Педагоги образования. Подбор коррекционных программ для построения индивидуальных маршрутов развития детей с низким уровнем развития Мониторинг достижений детьми результатов Всего года освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС Развитие проектной деятельности ОУ: уточнение концептуальных направлени й 2022-2025 развития ОУ 3 4 Подбор диагностических материлов, позволяющих контролировать качество образования (на основе программн ребований, федеральны государственных стандартов) Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, оответствии с реализуемым образовательными программами проектами) Составление плана взаимодействия педагогов, родителей, медицинского персонала, специалистов по направлениям развития воспитанников Разработка проекта по направлениям физическое и художественноэстетическое развитие детей 9 10 11 12 2022-2023 2022 Без финансировани Специалисты Заведующая Воспитатели Специалисты Без Заведующая финансирования педагоги, специалисты Заведующая Без финансирования педагоги, специалисты 2022-2023 Заведующая Без финансирования 2022-2023 Без педагогический финансирования коллектив Социальный эффект: Заведующая Без финансирования Воспитатели Повышение качества образовательного процесса Проект 1.1. Использование метода проектной деятельности в физическом и художественноэстетическом развитии детей. Программное обеспечение, методики, технологии Проблема: Объективная необходимость переориентировать педагогов на приоритет физической художественно-эстетической деятельности, использование инновационных программ и технологий в решении физического и художественно-эстетического развития детей. Цель: обучение педагогов ДОУ технологиям проектирования и естественного включения семьи в проектную деятельность. Задачи: 1.Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, посредством выявления индивидуальных особенностей воспитанников, учитывая его психическое и физическое здоровье, постоянного их информирования. 3. Развивать социальное партнерство в процессе вовлечения детей дошкольного возраста в проектную деятельность. 4. Организовать эффективное сетевое взаимодействие с партнерами детского сада посредством Интернета. Сведения об источниках, формах, еханизмах, привлечения Этапы, рудовых, материальных ресурсов для реализации сроки и х программы полнени Источники Исполнители финансировани 2022-2023 Без Заведующая финансирования № Мероприятия 1 Разработка системы обучения педагогов применению проектного метода в образовательном процессе Консультирование родителей в рамка 2022-2023 риоритетного направления работы ДОУ( физическое и художественно-эстетическое) 2023-2024 Разработка комплекта методических материалов к практикуму « Современные образовательные технологии в физическом художественно-эстетическом развития дошкольников» 2023-2024 Разработка системы проектов по всем возрастам в рамках реализации Образовательной программы приоритетного направления работы ДОУ. 2 3 4 Без Заведующая, финансирования педагоги Без Заведующая, финансирования педагоги, Без Заведующая, финансирования педагоги, специалисты 2022-2023 Консультации «Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в дошкольном учреждении» 2024 Презентации «Особая форма взаимодействия педагогов и специалистов в реализации проектов» 5 6 Заведующая Без финансирования Заведующая Без финансирования Ожидаемый продукт: Методические разработки по обучению педагогов проектной деятельности. Внедрение технологии проектирования детской деятельности во все структурные подразделения учреждения. Проект 1.2. Информатизация дошкольного образования Проблема: Объективная необходимость в обработке большого объема управленческой и педагогической информации при осуществлении личностно-ориентированного подхода к образованию. Недооценка роли компьютерных технологий в решении этой проблемы. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства сотрудников детского сада в применении ИКТ. Задачи: 1. Разработать информационную модель и компьютерную технологию управления качеством дошкольного образования. 2. Создать документооборот в соответствии с применением информационных технологий. 3.Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка посредством постоянного информирования. 4.Организовать эффективное сетевое взаимодействие. Этапы, сроки и полнени Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, атериальных ресурсов для реализации рограммы Исполнители Источники финансирования Приобретение дополнительно модема 2022-2023 подключение к сети Интернет в методическом кабинете Внедрением ИТК в образовательный 2022-2023 процесс бюджетные средства Заведующая Без финансирования Заведующая Создание электронных документов в 2022-2023 образовании Повышение квалификации педагогов на 2023-2024 курсах Без финансирования бюджетное финансирование Заведующая 5 Организация эффективного сетевого взаимодействия 2022-2025 Бюджетное финансирование Заведующая 6. Оснащение необходимым оборудованием: оутбук-3, ММУ - 1. 2023-2024 Целевые средства, Заведующая Систематическое обновление сайта ДОУ, сайты педагогов 2022-2027 1 2 3 4 7. бюджетное финансирование Без финансирования Заведующая Заведующа я, ответствен ный за сайт Педагоги Ожидаемый продукт: Подготовка методических рекомендаций по использованию ИКТ. Номенклатура электронной документации образовательной деятельности в области педагогических технологий. Презентации о мероприятиях ДОУ и опыте работы педагогов. Социальный эффект: Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня компетентности педагогов. Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опыта работы. Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи. Проект 1.3. Кадровая политика Цель: Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогов, исходя из их профессионального развития. Задачи: 1. Разработать системный подход к организации непрерывного образования сотрудников № Мероприятия 1. Изучение качества профессиональной деятельности кадров (руководящих, едагогических) 3. Составление индивидуальных перспективных планов повышения валификации педагогов 4. Обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии роектирования, информационные ехнологии) 7 Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, Сроки. материальных ресурсов для реализации проекта Источники Исполнители финансирования 2022-2023 ебез финансирования Заведующая без финансирования Заведующая 2022-2027 без финансирования Заведующая, педагоги 2022-2027 без финансирования Заведующая 2022-2023 Ожидаемый продукт: Индивидуальные перспективные планы повышения квалификации педагогов работников. Социальный эффект: Повышение уровня компетенции педагогов. Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении. Уменьшение процента текучести кадров в коллективе. Проект 1.4. Социальное партнерство Проблема: При создавшихся в нашей стране экономических, социальных и политических условий, современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства. Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения. Задачи: 1. Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного, патриотического воспитания, художественноэстетического развития 2. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников; 3. Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера. № Социальный партнер Мероприятия Ожидаемый продукт Социальный эффект деятельности 1 МБОУ Совхакасская Экскурсии, Конспекты Повышение уровня СОШ совместные праздники, совместных готовности спортивных посещение дошкольников мероприятий школьных обучению в школе. постановок, выставок. 2 СДК Спектакли, концерты Выставки рисунков Обогащение социальноэмоциональной сферы детей 3 Библиотека Экскурсии, беседы, Выставки рисунков, Обогащение посещение познавательной сферы детей праздников, выставок, участие в конкурсах 6 ГИБДД, пожарная часть Конкурсы, Участие в конкурсах Обогащение знаний развлечения, встречи детей по ППБ Выставки детски беседы ПДД, социально работ эмоциональной сферы детей. 8 Участковая больница Профилактические Медицинские Снижение числа осмотры, рекомендации, пропусков детьми карты по болезни противоэпидемические мероприятия Проект 1.5. Целевая программа «Здоровье» Проект. Здоровьесберегающие технологии Проблема: Низкий уровень знаний родителей в области оздоровления ребенка в условиях экологического, экономического и социального неблагополучия в обществе. Высокий процент часто болеющих детей. Цель: Комплексная система воспитания и развития, ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья. Задачи: 1. Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом; 2. Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей; 3. Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него; 4. Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей. Сведения об источниках, формах, еханизмах привлечения № Мероприятия Этапы, финансовых, трудовых, сроки и х материальных ресурсов для выполнения реализации программы п/п Источники Исполнители финансировани 1 Разработка и реализация направлений 2022-2027 Без Заведующая по обучению педагогов сотрудничества финансирования С родителями по вопросам воспитатели здоровьесбережения специалисты 3 педколлектив Формирование системы использовани Ежегодно Без здоровьесберегающих технологий в финансирования организации учебно-воспитательного 5 6 8 9 10 процесса Соревнования «Веселые старты», Пропаганда здорового образа жизни среди участников образовательного процесса в ДОУ Организация совместного проведения родителями валеологических досугов Ежегодно Без педколлектив финансирования Ежегодно педколлектив Без финансирования Ежегодно Педколлектив Без финансирования Подбор интересных материалов и Ежегодно оформление информационных стендов для родителей в группах: Педколлектив Без финансирования « Будем здоровы», «Для мам и пап» Ежегодно Внедрение активных форм работы семьей (мастер - классы, круглые столы, семинары-практикумы, консультации ) по темам: «Виды массажа и и действие», «Дыхательно-звуковые упражнения», и т.д. Без заведующая финансирования педагоги медсестра Развитие разнообразных, эмоционально насыщенных способов вовлечение родителей в жизнь детского сад (создание условий для продуктивного общения детей и родителей на основе общего дела: семейные праздники досуги, совместные кружки) Организации соревнований, конкурсов, плакатов по здоровому образу жизни Создание странички «К здоровой семь ерез детский сад» на сайте 13 Создание системы эффективн ого контроля за внедрением в работу ДОУ 14 2022 Ежегодно Без финансирования Заведующая, ответственный за сайт заведующий здоровьесберегающих технологий Ожидаемый продукт: Информационные стенды для родителей в группах: «Для вас, родители», «Будем здоровы», «Чем мы занимались», «Для мам и пап». Социальный эффект: Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. Возрождение традиционного семейного воспитания здорового ребенка, укрепление внутрисемейных отношений, оздоровление семьи, ведение здорового образа жизни, доступная медицинская, психологическая, педагогическая и юридическая помощь по проблемам молодой семьи, репродуктивного здоровья Раннее формирование семейной ориентации детей-дошкольников Повышение специалистами и педагогами своего профессионального уровня по программе «К здоровой семье через детский сад» Распространение педагогического опыта.