Образовательная программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №3 «Одуванчик»
Принято:

Утверждено:

Советом педагогов

Приказом заведующей МБДОУ

Протокол №1

Детский сад № 3 «Одуванчик» № 9

От 31 августа 2023г

от 31 августа 2023г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

с. Советская Хакасия
2023г.

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дошкольного образования (далее – ОП) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №3 «Одуванчик» (далее – ДО).
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного
образования утверждённой Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г. № 1028 (далее – ФОП ДО). с учетом
нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации ДО;с учетом особенностей
образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) (далее - родителей)
воспитанников.
ОП включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные области) — социально-коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому; рабочую программу воспитания. ОП реализуется в течение всего
времени пребывания детей в дошкольном учреждении с 1,5 лет.ОП включает обязательную часть и вариативную часть. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
ОП включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и
вариативная часть и рабочую программу воспитания.
1.1. Цели и задачи реализации ОП.
Цели ОП соответствуют п.14.1 ФОП ДО.
Задачи ОП Учреждения соответствуют п.14.2 ФОП ДО.
1.2. Принципы и подходы к формированию ОП.
Принципы и подходы базируется на принципах и подходах п.1.2 ФГОС ДО (п.14.3 ФОП ДО)
1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Значимые для разработки и реализации ОП характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей
раннего и дошкольного возраста соответствуют п.15 ФОП ДО.
Характеристики особенностей развития детей младенческого возраста соответствуют представленным в п.15.1 ФОП
ДО; раннего возраста – п.15.2 ФОП ДО и дошкольного возраста – п.15.3 ФОП ДО.
2. Планируемые результаты освоения ОП
Планируемые результаты освоения ОП представлены в виде целевых ориентиров и соответствуют п.15.4 ФОП ДО.

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребёнка.
В данном разделе отражена образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, которые
представлены в пяти образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», с учетом вариативных программ.
Обязательная часть.
Содержание образовательного процесса в обязательной части построено в соответствии с ФОП ДО.
Содержательные линии образовательной деятельности по основным направлениям развития детей дошкольного
возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического
развития) реализуемые ДОУ определяются следующими разделами ФОП ДО:
В образовательной области
"Социально-коммуникативное развитие": п.18.1. Социально-коммуникативное развитие детей от 2 месяцев до 1 года;
п. 18.2. Социально-коммуникативное развитие детей от 1 года до 2 лет; п.18.3. Социально-коммуникативное развитие
детей от 2 до 3 лет; п. 18.4. Социально-коммуникативное развитие детей второй младшей группы (3-4 года); п.18.5.
Социально-коммуникативное развитие детей средней группы (4-5 лет); п. 18.6. Социально-коммуникативное развитие
детей старшей группы (5-6 лет); п. 18.7 Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной к школе группы
(6-7 лет).
Познавательное развитие: п. 19.1 Познавательное развитие детей от 2 месяцев до 1 года; п. 19.2 Познавательное
развитие детей от 1 года до 2 лет; п. 19.3 Познавательное развитие детей от 2 до 3 лет; п. 19.4 Познавательное развитие
детей второй младшей группы (3-4 года); п. 19.5 Познавательное развитие детей средней группы (4-5 лет); п. 19.6
Познавательное развитие детей старшей группы (5-6 лет);19.7 Познавательное развитие детей подготовительной к школе
группы (6-7 лет).
Речевое развитие: п. 20.1 Речевое развитие детей от 2 месяцев до 1 года; п. 20.2 Речевое развитие детей от 1 года до 2
лет; п. 20.3 Речевое развитие детей от 2 до 3 лет; п. 20.4 Речевое развитие детей второй младшей группы (3-4 года);
п. 20.5 Речевое развитие детей средней группы (4-5 лет); п. 20.6 Речевое развитие детей старшей группы (5-6 лет); п. 20.7
Речевое развитие детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Художественно-эстетическое развитие: п. 21.1 Художественно-эстетическое развитие детей от 2 месяцев до 1 года;
п. 21.2.Художественно-эстетическое развитие детей от 1 года до 2 лет; п. 21.3. Художественно-эстетическое развитие

детей от 2 до 3 лет; п. 21.4. Художественно-эстетическое развитие детей от 3 до 4 лет; п. 21.5. Художественноэстетическое развитие детей от 4 до 5 лет; п. 21.6. Художественно-эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет; п. 21.7.
Художественно-эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет.
Физическое развитие: п. 22.1 Физическое развитие детей от 2 месяцев до 1 года; п. 22.2 Физическое развитие детей от 1
года до 2 лет; п. 22.3 Физическое развитие детей от 2 до 3 лет; п. 22.4 Физическое развитие детей второй младшей
группы (3-4 года); п. 22.5 Физическое развитие детей средней группы (4-5 лет); п. 22.6 Физическое развитие детей
старшей группы (5-6 лет); п. 22.7 Физическое развитие детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Вариативная часть
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Вариативная часть Программы представлена:
- Образовательной деятельностью в области физического развития (приоритетное направление) по программе
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров.
В программе отражены две линии оздоровительно-развивающей работы:
1. Приобщение к физической культуре (развитие основных движений, развитие разных групп мышц, развитие
мелких мышц руки, упражнения для ориентировки в пространстве, игры-аттракционы, спортивные игры и
упражнения, музыкально-ритмические упражнения).
2. Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание (воздушные ванны, гимнастика и солевые дорожки
после дневного сна, босохождение в тёплое время года), профилактика плоскостопия, «Гимнастика маленьких
волшебников», самомассжаж, дыхательная гимнастика, профилактика зрительного утомления, психогимнастика,
санация полости рта).
Вся оздоровительная деятельность планируется педагогами в соответствии с требованиями СанПиН, соответствует
возрастным особенностям детей дошкольного возраста. При проведении оздоровительных мероприятий осуществляется
дифференцированный подход к детям с учётом состояния их здоровья.
Целевыми ориентирами служат:
- Снижение заболеваемости детей;
- Повышение уровня физической подготовленности;
- Положительная динамика в координации движений;
- Осуществление образовательного процесса с учетом национально-культурных, демографических и
климатических особенностей (национально – региональный компонент). Национально-региональный компонент
реализуется в соответствии с «Концепцией развития поликультурного воспитания в Республике Хакасия» во всех
образовательных областях в совместной с воспитателем, самостоятельной деятельности детей и в тесном взаимодействии
с родителями.

Ознакомление с историей, культурой, традициями хакасского народа, природой родного края начинается с младшего
дошкольного возраста. Работа многогранна и включает комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- знакомство с главным городом республики - Абаканом;
- знакомство детей с символами республики (герб, флаг);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения, республики, страны:
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Тематическое планирование, разработано в соответствии с возрастными особенностями детей. Темы повторяются в
каждой возрастной группе и в зависимости от возраста детей, содержания сообщаемых им знаний, задач воспитания
конкретизируются в более мелких темах. Например, тема «Народное искусство», включает ряд небольших тем:
«Декоративно – прикладное искусство», «Хакасские художники», тема «Родная природа» - «Красная книга Хакасии»,
«Заповедники Хакасии», тема «Символы» - «Герб города Абакана», «Герб и флаг Хакасии»; тема «Мы живем в
Хакасии» - «Абакан – столица Хакасии» - «Улицы города», «Достопримечательности города»; тема «Быт хакасского
народа» - «Юрта», «Хакасская посуда». Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют
рассказ о нашей республике.
Работа по каждой теме включает занятия, игры, свободную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Основной формой работы является занятие. В зависимости от изучаемой темы определяется форма, структура занятия,
средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, а также специальные приемы, повышающие
познавательную активность и эмоциональную нагрузку занятия. Важно, чтобы дети на занятии активно думали,
воспринимая материал. Эффективным средством, способствующим и усвоению нового материала, и воспитанию чувств
детей, является использование на занятиях в различных сочетаниях художественной литературы, произведений
изобразительного искусства, музыки, жизненного опыта детей. Выбор художественных средств и их сочетание зависит от
темы занятия. На одном занятии можно ограничиться, например, только рассказом о предметах быта, на другом
необходимо использовать комплекс средств – и музыку, и стихи, и живопись.

Организация работы консультационного пункта
С целью оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста и предоставления единых
стартовых возможностей всем дошкольникам на базе дошкольного учреждения создан консультативный пункт,
основными задачами которого являются:
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания,
обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии
детей дошкольного возраста;
- обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и
родителей (законных представителей).
Консультативный пункт осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим
вопросам:
- социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
- возрастные, психофизиологические особенности детей;
- готовность к обучению в школе;
- профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного
возраста;
- организация игровой деятельности;
- организация питания детей;
- создание условий для закаливания и оздоровления детей;
- социальная защита детей из различных категорий семей.
Направление и содержание дополнительных бесплатных образовательных услуг
Дополнительные бесплатные образовательные услуги оказываются на основании Устава и Лицензии на образовательную
деятельность.
Направление деятельности: художественно – эстетическое.
Театральный кружок «Золотой ключик» (возраст 5-7 лет) При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике,
выразительности движений.
Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.
Цель программы — приобщение учащихся к театральному искусству, обогащение духовных потребностей ребенка, развитие его творческой
активности.
Задачи
1.Создать условия для развития творческой активности дошкольников, для совместной деятельности детей и взрослых

(организация выступлений детей перед младшими и пр.).
2. Развивать чувство ритма и пластичность, ловкость, гибкость, физическую выносливость.
3. Развивать и совершенствовать театральные навыки и умения детей дошкольного возраста.
4.Развивать и совершенствовать артистические навыки детей, а также их исполнительские умения.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса
дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития
личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная,
музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей
эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для
эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность. В
течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных
педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты
признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Чтобы развить
у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, организованы занятия в танцевальном
кружке «Задоринки», так как разного характера танцы, двигательные танцевальные упражнения и комплексы помогают
ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык. Кружковые занятия танцами развивают у дошкольников
чувство ритма, музыкальный слух, культуру движения, гибкость, пластику, укрепляют дыхательную, мышечную и
сердечно-сосудистую систему детского организма, тем самым способствуя здоровому образу жизни дошкольников.
Помимо этого идет развитие детского танцевального творчества. Музыкально-ритмические упражнения для детей
должны быть простыми, танцевальные движения доступными для исполнения. Допускается использование некоторых
новых танцевальных движений при соблюдении принципов:
- соответствия возрастным особенностям детей
- от простого к сложному
- доступности для исполнения.
3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Организация образовательной деятельности разных видов и культурных практик построена в соответствии с п.24 ФОП
ДО.
Описание организации образовательной деятельности представлены в пп.24.1-24.2.
Описание организации игровой деятельности представлены в пп.24.5-24.8.
Описание организации образовательной деятельности в режимных моментах представлены в пп.24.9-24.10.
Описание организации занятий представлены в пп.24.11-24.14.
Описание организации прогулки представлено в п.24.15.
Описание организации деятельности во второй половине дня представлено в п.24.16.
Описание организации самостоятельной деятельности детей представлено в п.24.17.
Описание культурных практик представлено в пп.24.18-24.22.
4.Способы и направления поддержки детской инициативы

Способы и направления поддержки детской инициативы соответствуют п.24 ФОП ДО.
5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Деятельность Учреждения по взаимодействию с родителями (законными представителями ) воспитанников
строится в соответствии с п.26 ФОП ДО.
Цели и задачи взаимодействия в соответствии с пп.26.1, 26-3.
Принципы построения взаимодействия и направления работы в соответствии с пп.264, 26.5.
Содержание просветительской деятельности в соответствии с п.26.7.
Формы, методы, приёмы и способы по взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) в
соответствии с пп.26.8-26.10.
Содержание работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область
«Физическое развитие»

Содержание направлений работы
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение,
питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание,
перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и
укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и
укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность
посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при
участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и
поддерживать семью в их реализации
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на
родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в
семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту;
привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через
совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными
занятиями (лыжи, коньки), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание
дома
спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря, совместное чтение литературы, посвященной спорту;
просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Информировать родителей об

актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях
детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду,
демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания
потребности в двигательной деятельности.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом,
открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в
совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также
районе, городе).
«Социальнокоммуникативное»

Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников,
младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения.
Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и
этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную
социализацию, усвоение тендерного поведения.
Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего
родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных
традиций
и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и
детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его
(например, в
ходе проектной деятельности).
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности
развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого
могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в
развитии
взаимодействия с миром и др. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего
грубости;
демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей
помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче
решить
конфликтную (спорную) ситуацию..

Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности
семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с
детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.
Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать
необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей.
Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм
взаимодействия. Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом,
показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду.
Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в
семье, а также родном городе (селе).
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском
саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения,
радости, гордости за результаты общего труда.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям,
труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости
природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в
лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности
видеть, осознавать и избегать опасности. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и
безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на
каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.).
Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для
них. местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические
розетки; не
оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что
должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя;
при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по
телефонам
экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и
формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с
детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных
жизненных ситуациях. Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».