Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №3 «Одуванчик» Принято: Утверждено: Советом педагогов Приказом заведующей МБДОУ Протокол №1 Детский сад № 3 «Одуванчик» № 9 От 31 августа 2023г от 31 августа 2023г ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ с. Советская Хакасия 2023г. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа дошкольного образования (далее – ОП) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №3 «Одуванчик» (далее – ДО). Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования утверждённой Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г. № 1028 (далее – ФОП ДО). с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации ДО;с учетом особенностей образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) (далее - родителей) воспитанников. ОП включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому; рабочую программу воспитания. ОП реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении с 1,5 лет.ОП включает обязательную часть и вариативную часть. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). ОП включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и вариативная часть и рабочую программу воспитания. 1.1. Цели и задачи реализации ОП. Цели ОП соответствуют п.14.1 ФОП ДО. Задачи ОП Учреждения соответствуют п.14.2 ФОП ДО. 1.2. Принципы и подходы к формированию ОП. Принципы и подходы базируется на принципах и подходах п.1.2 ФГОС ДО (п.14.3 ФОП ДО) 1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Значимые для разработки и реализации ОП характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста соответствуют п.15 ФОП ДО. Характеристики особенностей развития детей младенческого возраста соответствуют представленным в п.15.1 ФОП ДО; раннего возраста – п.15.2 ФОП ДО и дошкольного возраста – п.15.3 ФОП ДО. 2. Планируемые результаты освоения ОП Планируемые результаты освоения ОП представлены в виде целевых ориентиров и соответствуют п.15.4 ФОП ДО. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка. В данном разделе отражена образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, которые представлены в пяти образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», с учетом вариативных программ. Обязательная часть. Содержание образовательного процесса в обязательной части построено в соответствии с ФОП ДО. Содержательные линии образовательной деятельности по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) реализуемые ДОУ определяются следующими разделами ФОП ДО: В образовательной области "Социально-коммуникативное развитие": п.18.1. Социально-коммуникативное развитие детей от 2 месяцев до 1 года; п. 18.2. Социально-коммуникативное развитие детей от 1 года до 2 лет; п.18.3. Социально-коммуникативное развитие детей от 2 до 3 лет; п. 18.4. Социально-коммуникативное развитие детей второй младшей группы (3-4 года); п.18.5. Социально-коммуникативное развитие детей средней группы (4-5 лет); п. 18.6. Социально-коммуникативное развитие детей старшей группы (5-6 лет); п. 18.7 Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Познавательное развитие: п. 19.1 Познавательное развитие детей от 2 месяцев до 1 года; п. 19.2 Познавательное развитие детей от 1 года до 2 лет; п. 19.3 Познавательное развитие детей от 2 до 3 лет; п. 19.4 Познавательное развитие детей второй младшей группы (3-4 года); п. 19.5 Познавательное развитие детей средней группы (4-5 лет); п. 19.6 Познавательное развитие детей старшей группы (5-6 лет);19.7 Познавательное развитие детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Речевое развитие: п. 20.1 Речевое развитие детей от 2 месяцев до 1 года; п. 20.2 Речевое развитие детей от 1 года до 2 лет; п. 20.3 Речевое развитие детей от 2 до 3 лет; п. 20.4 Речевое развитие детей второй младшей группы (3-4 года); п. 20.5 Речевое развитие детей средней группы (4-5 лет); п. 20.6 Речевое развитие детей старшей группы (5-6 лет); п. 20.7 Речевое развитие детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Художественно-эстетическое развитие: п. 21.1 Художественно-эстетическое развитие детей от 2 месяцев до 1 года; п. 21.2.Художественно-эстетическое развитие детей от 1 года до 2 лет; п. 21.3. Художественно-эстетическое развитие детей от 2 до 3 лет; п. 21.4. Художественно-эстетическое развитие детей от 3 до 4 лет; п. 21.5. Художественноэстетическое развитие детей от 4 до 5 лет; п. 21.6. Художественно-эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет; п. 21.7. Художественно-эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет. Физическое развитие: п. 22.1 Физическое развитие детей от 2 месяцев до 1 года; п. 22.2 Физическое развитие детей от 1 года до 2 лет; п. 22.3 Физическое развитие детей от 2 до 3 лет; п. 22.4 Физическое развитие детей второй младшей группы (3-4 года); п. 22.5 Физическое развитие детей средней группы (4-5 лет); п. 22.6 Физическое развитие детей старшей группы (5-6 лет); п. 22.7 Физическое развитие детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений) Вариативная часть Программы представлена: - Образовательной деятельностью в области физического развития (приоритетное направление) по программе «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. В программе отражены две линии оздоровительно-развивающей работы: 1. Приобщение к физической культуре (развитие основных движений, развитие разных групп мышц, развитие мелких мышц руки, упражнения для ориентировки в пространстве, игры-аттракционы, спортивные игры и упражнения, музыкально-ритмические упражнения). 2. Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание (воздушные ванны, гимнастика и солевые дорожки после дневного сна, босохождение в тёплое время года), профилактика плоскостопия, «Гимнастика маленьких волшебников», самомассжаж, дыхательная гимнастика, профилактика зрительного утомления, психогимнастика, санация полости рта). Вся оздоровительная деятельность планируется педагогами в соответствии с требованиями СанПиН, соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. При проведении оздоровительных мероприятий осуществляется дифференцированный подход к детям с учётом состояния их здоровья. Целевыми ориентирами служат: - Снижение заболеваемости детей; - Повышение уровня физической подготовленности; - Положительная динамика в координации движений; - Осуществление образовательного процесса с учетом национально-культурных, демографических и климатических особенностей (национально – региональный компонент). Национально-региональный компонент реализуется в соответствии с «Концепцией развития поликультурного воспитания в Республике Хакасия» во всех образовательных областях в совместной с воспитателем, самостоятельной деятельности детей и в тесном взаимодействии с родителями. Ознакомление с историей, культурой, традициями хакасского народа, природой родного края начинается с младшего дошкольного возраста. Работа многогранна и включает комплекс задач: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к народным традициям и промыслам; - знакомство с главным городом республики - Абаканом; - знакомство детей с символами республики (герб, флаг); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения, республики, страны: - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Тематическое планирование, разработано в соответствии с возрастными особенностями детей. Темы повторяются в каждой возрастной группе и в зависимости от возраста детей, содержания сообщаемых им знаний, задач воспитания конкретизируются в более мелких темах. Например, тема «Народное искусство», включает ряд небольших тем: «Декоративно – прикладное искусство», «Хакасские художники», тема «Родная природа» - «Красная книга Хакасии», «Заповедники Хакасии», тема «Символы» - «Герб города Абакана», «Герб и флаг Хакасии»; тема «Мы живем в Хакасии» - «Абакан – столица Хакасии» - «Улицы города», «Достопримечательности города»; тема «Быт хакасского народа» - «Юрта», «Хакасская посуда». Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют рассказ о нашей республике. Работа по каждой теме включает занятия, игры, свободную деятельность детей, по некоторым темам – праздники. Основной формой работы является занятие. В зависимости от изучаемой темы определяется форма, структура занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, а также специальные приемы, повышающие познавательную активность и эмоциональную нагрузку занятия. Важно, чтобы дети на занятии активно думали, воспринимая материал. Эффективным средством, способствующим и усвоению нового материала, и воспитанию чувств детей, является использование на занятиях в различных сочетаниях художественной литературы, произведений изобразительного искусства, музыки, жизненного опыта детей. Выбор художественных средств и их сочетание зависит от темы занятия. На одном занятии можно ограничиться, например, только рассказом о предметах быта, на другом необходимо использовать комплекс средств – и музыку, и стихи, и живопись. Организация работы консультационного пункта С целью оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста и предоставления единых стартовых возможностей всем дошкольникам на базе дошкольного учреждения создан консультативный пункт, основными задачами которого являются: - оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей; - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; - оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ; - проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста; - обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей). Консультативный пункт осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам: - социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ; - возрастные, психофизиологические особенности детей; - готовность к обучению в школе; - профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста; - организация игровой деятельности; - организация питания детей; - создание условий для закаливания и оздоровления детей; - социальная защита детей из различных категорий семей. Направление и содержание дополнительных бесплатных образовательных услуг Дополнительные бесплатные образовательные услуги оказываются на основании Устава и Лицензии на образовательную деятельность. Направление деятельности: художественно – эстетическое. Театральный кружок «Золотой ключик» (возраст 5-7 лет) При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей. Цель программы — приобщение учащихся к театральному искусству, обогащение духовных потребностей ребенка, развитие его творческой активности. Задачи 1.Создать условия для развития творческой активности дошкольников, для совместной деятельности детей и взрослых (организация выступлений детей перед младшими и пр.). 2. Развивать чувство ритма и пластичность, ловкость, гибкость, физическую выносливость. 3. Развивать и совершенствовать театральные навыки и умения детей дошкольного возраста. 4.Развивать и совершенствовать артистические навыки детей, а также их исполнительские умения. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, организованы занятия в танцевальном кружке «Задоринки», так как разного характера танцы, двигательные танцевальные упражнения и комплексы помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык. Кружковые занятия танцами развивают у дошкольников чувство ритма, музыкальный слух, культуру движения, гибкость, пластику, укрепляют дыхательную, мышечную и сердечно-сосудистую систему детского организма, тем самым способствуя здоровому образу жизни дошкольников. Помимо этого идет развитие детского танцевального творчества. Музыкально-ритмические упражнения для детей должны быть простыми, танцевальные движения доступными для исполнения. Допускается использование некоторых новых танцевальных движений при соблюдении принципов: - соответствия возрастным особенностям детей - от простого к сложному - доступности для исполнения. 3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Организация образовательной деятельности разных видов и культурных практик построена в соответствии с п.24 ФОП ДО. Описание организации образовательной деятельности представлены в пп.24.1-24.2. Описание организации игровой деятельности представлены в пп.24.5-24.8. Описание организации образовательной деятельности в режимных моментах представлены в пп.24.9-24.10. Описание организации занятий представлены в пп.24.11-24.14. Описание организации прогулки представлено в п.24.15. Описание организации деятельности во второй половине дня представлено в п.24.16. Описание организации самостоятельной деятельности детей представлено в п.24.17. Описание культурных практик представлено в пп.24.18-24.22. 4.Способы и направления поддержки детской инициативы Способы и направления поддержки детской инициативы соответствуют п.24 ФОП ДО. 5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Деятельность Учреждения по взаимодействию с родителями (законными представителями ) воспитанников строится в соответствии с п.26 ФОП ДО. Цели и задачи взаимодействия в соответствии с пп.26.1, 26-3. Принципы построения взаимодействия и направления работы в соответствии с пп.264, 26.5. Содержание просветительской деятельности в соответствии с п.26.7. Формы, методы, приёмы и способы по взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) в соответствии с пп.26.8-26.10. Содержание работы с семьей по образовательным областям Образовательная область «Физическое развитие» Содержание направлений работы Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка. Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря, совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности. Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе). «Социальнокоммуникативное» Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду. Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности. Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения. Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности). Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников. Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия. Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе). Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества. Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них. местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.). Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях. Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка.